appavlenko

Category:

Историческая память о революции. Часть 6.

Завершающий пост на эту тему.

Лесина Л.А., Павленко А.П. Образ Революции 1917 года в исторической памяти молодежи // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1.: Проблемы образования, науки и культуры. 2018. Т. 24. № 1 (171). С. 145–155.

Образ тех или иных исторических событий, который сформировался у молодого поколения, является результатом кумулятивного эффекта стратегий разнообразных агентов и институтов социализации, апеллирующих к прошлому. Свое представление и, как следствие, отношение к Революции 1917 года подавляющее большинство молодых людей формирует на основе знаний, полученных самостоятельно из учебников и на уроках истории в различных образовательных учреждениях (школе, колледже, вузе). Здесь возникает явное противоречие. С одной стороны, для 85% респондентов основной источник информации о Революции 1917 года – учебники, в которых представлено систематизированное и устойчивое знание о ходе, причинах, итогах этого события. На занятиях в образовательных учреждениях историческая память должна формироваться не стихийно, спонтанно, а целенаправленно и рационально. С другой стороны, молодежь демонстрирует крайне низкий уровень знаний о фактах и событиях этого периода истории. 

Из каких источников Вы получили представления о событиях Революции 1917 года?

Учебники, преподаватели истории — 85%

 Интернет-ресурсы — 34%

 Кинофильмы — 28%

 Телевизионные передачи — 23%

 Художественная литература — 22%

 Рассказы родственников, знакомых — 21%

Снижение уровня осведомленности о событиях истории Революции закономерно в условиях сокращения представленности данного феномена в символическом пространстве современной России. Кроме того, краткое по количеству академических часов время, которое отводится на изучение данного периода истории страны, не позволяет сформировать у обучающихся целостный и законченный образ революционных событий 1917 года. Кроме того, учебники предлагают обезличенное и абстрактное знание, ориентированное на рациональное осмысление событий исторического прошлого и наполняющее память лишь отдельными фактами истории, без эмоционального восприятия, интерпретации и сопереживания страданиям своего народа в период социального потрясения. 

Целостность анализа представлений молодежи о Революции 1917 года обусловила необходимость связи исторической памяти с ценностными ориентациями, нормами поведения молодых людей. Социологи не раз отмечали утилитарность и прагматизм современной молодежи. Неслучайно, что интерес молодежной аудитории к событиям прошлого определяется тем, насколько приобретенные знания можно использовать в повседневных практиках. Так, 67% респондентов считают, что события Революции 1917 года происходили давно, знания о них не востребованы в данный момент времени. 

Второе место по значимости влияния на процесс формирования образов прошлого у молодых людей, как и ожидалось, занимают интернет-ресурсы. Представленная в виртуальном пространстве информация бессистемна и, зачастую, отрывочна, что приводит к закреплению в исторической памяти молодежи противоречивых образов. 

Формирование представлений о революционных событиях 1917 года, сохранение их в исторической памяти детерминируется воздействием на сознание молодых людей специфических культурных продуктов и практик, прежде всего, произведений литературы и искусства. Каждый четвертый респондент получает знания о Революции 1917 года, ориентируясь на визуальный ряд. Речь идет о просмотре кино- и телефильмов о революционных событиях, преимущественно снятых в советский период истории нашей страны. 

Художественная интерпретация революционных событий позволяет сформировать устойчивые стереотипы восприятия данного периода истории. Однако следует отметить довольно узкий диапазон произведений (в основном кино- и телефильмов), оказывающих влияние на формирование образа революционных событий 1917 года. Так, круг названных респондентами художественных произведений о революционных событиях 1917 года включил 26 наименований.

Знают фильмы, художественные произведения о революционных событиях 1917 года (варианты ответов на открытый вопрос)

к/ф «Тихий Дон» (1957 г.) — 20%

 к/ф «Ленин в Октябре» (1937 г.) — 18%

 к/ф «Адмирал» (2008 г.) — 18%

 к/ф «Человек с ружьем» (1938 г.) — 16%

 к/ф «Октябрь» (1927 г.) — 16%

 телесериал «Белая гвардия» (2012 г.) — 13%

 к/ф «Юность Максима» (1934 г.) — 8%

 поэма А.Блока «Двенадцать» — 8%

 к/ф «Собачье сердце» (1988 г.) — 7%

 телесериал «Рожденная революцией» — 7%

 Лев Разгон «Молодость Республики» — 5%

 к/ф «Неуловимые мстители» (1966 г.) — 3%

 Б. Пастернак «Доктор Живаго» — 3%

 А.Н. Толстой «Хождение по мукам» — 3%

 к/ф «Чапаев» (1934 г.), «Щорс» (1939 г.), «Бег» (1970 г.), «Выборгская сторона» (1938 г.), «Адъютант его превосходительства» (1969 г.), «Большевики» (1987 г.), «Романовы» (2013 г.), «Ангелы революции» (2015 г.), «Батальон» (2015 г.), «Офицеры» (1971 г.), А.Солженицын «Красное колесо», Г.Уэллс «Россия во мгле» ---- 1%

В историческом сознании молодежи революционные события охватывают период с 1905 года по 1925 год: Революцию 1905–1907 годов, Первую мировую войну, Февраль и Октябрь 1917 года, Гражданскую войну. Как следствие, наблюдается смещение во времени и историческом пространстве. Этим можно объяснить появление в ответах респондентов произведений военной тематики – Л.Н. Толстой «Война и мир», «Броненосец Потемкин» (о событиях в 1905г.), «Служили два товарища», «Сталинград», «Пепел и алмаз» (о событиях 1941–45гг.), А. Ахматова «Реквием», «Тайны советской эпохи» (серия книг о 1950–70-х гг.). Хотя молодые люди редко упоминают эти произведения (каждое в одной – двух анкетах). 

На выбор респондентов оказывают влияние разные факторы – и индивидуальные предпочтения, и репертуарная политика телевидения, и содержание учебных программ. Значимыми для молодежи агентами конструирования образов прошлого являются Интернет и телевидение. Однако киноиндустрия фактически не проявляет интереса к событиям Революции 1917 года. Среди названных художественных фильмов и телесериалов лишь единицы сняты в последние годы. 

В историческом сознании современной молодежи Революция 1917 года представлена как феномен отдаленного прошлого, поэтому не является объектом их семейного опыта. Непосредственных носителей памяти, участников этого исторического события в живых не осталось, артефактов в личных вещах практически нет. Лишь каждый пятый респондент отметил, что их представления о событиях данного периода истории нашей страны сформировались в процессе общения с родственниками, большинство молодых людей не знают, участвовали ли их близкие в революционных действиях. С одной стороны, информация и интерпретации событий, которые воспринимает молодой человек в процессе непосредственной коммуникации в собственной семье, непоследовательны и субъективны. С другой стороны, погружение в прошлое через историю своей семьи позволяет сформировать более четкий, личностно-значимый и, как следствие, эмоционально окрашенный конструкт образа Революции.

Значительный разрыв в приоритетности источников формирования представлений о Революции 1917 года свидетельствует не столько о стремлении молодежной аудитории получить объективные, научно обоснованные сведения о рассматриваемых событиях, сколько последствия технологии забвения, своеобразного «стирания» символов революционных событий 1917 года из повседневной жизни. Историческая память мозаична, какими будут ее составляющие, во многом определяется изменением актуальной модели социального времени, политико-идеологическими целями властных структур.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded