appavlenko

Categories:

Взрыв, запоздавший приказ и судьба человека

7 октября (20-го по новому стилю) 1916 года в Севастопольской бухте от взрыва погребов боевого запаса затонул линейный корабль — дредноут «Императрица Мария». Фотографии запечатлели горящий гибнущий линкор.

Всего катастрофа корабля унесла жизни около 300 моряков — погибших в момент взрыва, умерших в последствии от ожогов и ран. Почти все погибшие были из числа нижних чинов. Погиб только один офицер — инженер-механик мичман Игнатьев Георгий Степанович. Связано это с тем, что взрыв, произошедший утром в носовом погребе, не затронул офицерских кают в корме.

А далее скажем о судьбе человека и влиянии на нее бюрократических процедур и бюрократической волокиты.

В числе погибших на корабле был кондуктор Балицкий Сила Васильевич (1879-1916). В момент взрыва он находился в стадии производства в офицеры, но из-за медленного прохождения бумаг о присвоении ему офицерского чина, приказ о его производстве в подпоручики по адмиралтейству вышел через две недели после его гибели. А работали бы бумагописцы быстрее — остался бы Сила Васильевич жив: офицер бы обитал в другой части корабля, которую бы взрыв не задел.

И пару слов о служебной биографии этого человека

Балицкий Сила Васильевич – сигнальный кондуктор с 1912 года, в действительной службе с 1900 года, георгиевский кавалер — на линкоре «Евстафий» он был награжден: 

Георгиевская медаль 4 степени № 118902 «На основании ст. 25 кн. Х Св. Морск. Постан. издания 1914 года, за храбрость и отличную распорядительность, проявленные в бою 5-го Ноября» (бой у мыса Сарыч русских броненосцев с немецким дредноутом «Гебен»)

Георгиевский крест 4 степени № 237801 (07.05.1915). 

Переведен на линкор «Императрица Мария». Из крестьян. Погиб при взрыве 07.10.1916. Награды: золотая нагрудная медаль «за усердие» на Аннинской ленте (10.04.1916); представлен к Знаку отличия ордена Св. Анны «За особо ревностную службу, труды понесенные по обстоятельствам военного времени и выдающиеся заслуги по приведению в боевую готовность корабля».

Информация о производстве в офицеры и гибели взята из монографии К.Б. Назаренко «Закат царского флота» (с. 246, 322), сведения о служебной биографии погибшего — с сайта «Награды императорской России» http://medalirus.ru/georgievskie-kavalery/prikazy/georgievskie-nagrady-b03.php

З.Ы. Тот факт, что при взрыве на «Марии» погибли нижние чины, но остались живы практически все офицеры, в 1917 году матросы припомнили кое-кому из офицеров с этого корабля (встречал в источниках один такой случай). Офицера (на волне шпиономании) так раз недовольные им матросы начали подозревать в том, что он мог быть причастен к взрыву корабля (а как же - матросы погибли, а офицеры - почти все целые). Был еще случай на "Императрице Екатерине", там он имел трагические последствия. Мичман Фок, заподозренный (в начале революции) матросом в попытке взорвать корабль (бдительный часовой не пустил его в погреб боезапаса) и испытавший от этого явное нервное потрясение, взял и застрелился.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded