appavlenko

Categories:

"Полтавы" российского броненосного флота

10 июля — день воинской славы России — победа в Полтавском сражении. Как я уже писал, дата неправильная (должно быть 8 июля), но это всё-таки повод еще раз обратиться к этой теме. Это будет шипловерства пост.

В Российском императорском флоте конца XIX — начала XX века было два корабля, носивших это имя — эскадренный броненосец и линкор-дредноут.

Эскадренный броненосец «Полтава» — заложен в 1892 г., спущен на воду в 1894 г., вступил в строй в 1900  г. (8 лет строили, однако). Имел два систершипа — «Петропавловск» и «Севастополь» (все три корабля названы в честь славных страниц русской военной истории). Судьба же их была печальной (все три корабля погибли в 1904 г.)

Корабль имел нормальное водоизмещение 11,5 тыс. тонн, скорость хода на испытаниях — 16,5 узлов, основное вооружение из четырех 12-дюймовок и двенадцати 6-дюймовок.

Эскадренный броненосец «Полтава» принимал участие в Русско-японской войне 1904-1905 гг., входя в состав Порт-Артурской эскадры. Участвовал в бою с японским флотом 27 января 1904 г. и 28 июля 1904 г. (сражение в Желтом море), участвовал в операциях против японских войск у Порт-Артура и обстреливал береговые позиции неприятеля. 22 ноября 1904 г. стоящая в гавани Порт-Артура «Полтава» стала первой крупной жертвой японской осадной 11-дюймовой артиллерии — попавший снаряд вызвал пожар и взрывы погребов, корабль сел на грунт.

Заняв Порт-Артура, японцы в 1905 г. подняли броненосец и после продолжительного ремонта, в 1909 г. ввели в состав своего флота как броненосец береговой обороны «Танго». В 1916 г. «Танго» был куплен русской стороной для усиления флотилии Северного Ледовитого океана и вошел в состав русского флота как линкор «Чесма». Совершая переход с Дальнего Востока на Русский Север, в 1916 г. находилась в Средиземном море, участвовала в разоружении греческого флота в Салоникской бухте. Придя в Мурманск в январе 1917 г., в боевых действиях корабль участия уже не принимал. Экипаж его участвовал в революционных событиях, а сам старый корабль стоял в порту. В 1918 г. линкор был захвачен английскими интервентами, превратившими его в плавучую тюрьму. В 1918 г. корабль перешел в Архангельск, где в 1920 г. стал трофеем красных, формально включивших ее в состав своей флотилии. В 1921 г. корабль законсервировали, и вскоре, в 1924 г. «Чесму» сдали на слом. Корпус корабля окончательно был разобран в 1930-е гг.

Линейный корабль «Полтава» — дредноут Балтийского флота, заложенный в 1909 г., спущенный на воду в 1911 г., вступивший в строй в 1914 г. Входил в серию из четырех первых русских дредноутов типа «Севастополь» («Севастополь», «Полтава», «Гангут», «Петропавловск»). Если три остальные корабля служили долго, то «Полтава» — нет. В 1914-1918 гг. линкор стоял в Гельсингфорсе, откуда он в 1918 г. перешел в Кронштадт (знаменитый Ледовый поход Балтийского флота). Корабль был в 1918 г. законсервирован. В 1919 г. случилось роковое в судьбе «Полтавы» событие — возник сильный пожар, серьезно повредивший внутреннее оборудование корабля. В условиях Гражданской войны и послевоенной разрухи восстановить его было невозможно, с «Полтавы» сняли механизмы, вооружение, оборудование, использовавшееся для ремонта однотипных линкоров. В 1920-1930-е гг. было множество проектов восстановления и переоборудования корабля, получившего название в 1926 г. «Михаил Фрунзе»: восстановление в первоначальном виде, переоборудование в авианосец, плавбатарею, линейный крейсер. В итоге так не один из проектов не был реализован, устаревший корабль сдан на слом. В 1941 г. корпус в результате повреждений от артиллерийского огня немцев сел на грунт, в 1944 г. поднят, в 1946 г. окончательно сдан на слом.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic