appavlenko

Categories:

Старообрядческий киотный крест

Небольшое отступление от основной тематики моего ЖЖ.
Являясь потомком старообрядцев (скорее всего, именно поморского согласия), обратил внимание на эту информацию. Вдруг и кого-нибудь еще заинтересует.

Киотный крест «Распятие Христово с предстоящими» (XIX век).

Данный крест был изготовлен в старообрядческой литейной мастерской. В среде приверженцев старой веры меднолитые изделия (в том числе и киотные, не предназначенные для ношения на теле кресты) нередко заменяли собой традиционные живописные иконы. Они почитались как прошедшие очищение огнем, «не руками творенные». В то время, когда официальная церковь указом 1722 года запретила употреблять в церквях и домах «резные и отливные иконы», у старообрядцев медное литье переживало новый расцвет, связанный, прежде всего, с мастерскими в Поморье.

Композиции старообрядческих литых икон стали более подробными по сравнению с древнерусской медной пластикой. В «Распятие» включен ряд деталей, характерных для иконописного изображения данной сцены: в нижней части, помимо главы Адама, изображены башни града Иерусалима и холмистый пейзаж близ Голгофы. На концах средней перекладины креста изображены солнце и луна, по нижнему краю рельефный текст: «Кресту Твоему поклоняемся Владыко и Святое Воскресение Твое славим».

Поморцы не изображали на крестах ни Господа Саваофа, ни Святого Духа в виде голубя. Вместо них в верхней части «Распятия» помещен образ Спаса Нерукотворного, что вполне соответствовало древнерусской традиции. Техника медного литья позволила усложнить формы напрестольных и киотных крестов за счет присоединения к ним дополнительных пластин. В рассматриваемой композиции на левой пластине – Богоматерь и святая Марфа, на правой – апостол Иоанн Богослов и мученик Лонгин сотник.

Источник текста Музей-заповедник «Зарайский кремль» https://vk.com/id143900787?w=wall-2492129_2923

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic