appavlenko

Categories:

Корабли имени "1 мая"

Посвятим этот пост наступающему празднику с революционными корнями.

В Советской стране этому «Красному дню календаря» уделялось особое внимание, что и нашло отражение в том числе в названиях кораблей.

Первый корабль.

Минный заградитель «1 мая» Черноморского флота. До 1922 года корабль назывался «Дунай». Это был один из двух первых минных заградителей специальной постройки Российского императорского флота «Буг» и «Дунай» (минный транспорт по классификации кораблей и судов того времени).

«Дунай» был заложен в Швеции в 1891 году и вступил в строй в 1893 году. Участвовал в Первой мировой войне. В годы Гражданской войны несколько раз переходил из рук в руки. В послевоенное время успел побыть и транспортом, и минным заградителем, и гидрографическим судном. С 1932 года носил название «Гидрограф». 4 ноября 1941 года потоплен немецкой авиацией в Черном море, недалеко от Ялты. Погибших среди экипажа не было.

Систершип «Дуная» — минный транспорт «Буг»

Картинка из "Моделиста-конструктора"
Картинка из "Моделиста-конструктора"

Минный заградитель «1 мая».

фото из интернета
фото из интернета

Второй корабль

Тральщик «1 мая» Балтийского флота. До 1923 года назывался «Крамбол».

Один из четырех тральщиков типа «Капсюль». Заложен в 1915 году, вступил в строй в 1916 году. Участвовал в Первой мировой войне, тралил фарватеры и сам ставил мины. В 1918 году остался в Финляндии, был включен в состав ее флота. В 1922 году возвращен Советской России. В 1925 году передан в состав морской пограничной охраны (МПО НКВД). В 1936 году сдан на слом.

Тральщик «Крамбол» перед спуском на воду, на стапеле.

фото из интернета, из книги Ю.В. Скорохода "Отечественные противоминные корабли"
фото из интернета, из книги Ю.В. Скорохода "Отечественные противоминные корабли"

Фотографии «Крамбола» целиком у меня нет, пусть будет схема тральщика  типа «Капсюль»

Кстати, крамбол — это небольшой кран для ручного подъема якорей на судно.
Была хорошая традиция Российского императорского флота давать названия тральщикам по элементам минного оружия. "Минреп", "Взрыв", "Запал", "Проводник", "Фугас", "Искра", "Патрон", "Пламя", "Щит", "Крамбол", "Капсюль", "Груз", "Ударник", "Защитник", "Клюз", "Фортрал" смотрятся и звучат гораздо солиднее, чем банальные литерно-циферные названия.

Третий корабль

Транспорт-база «1 мая» Балтийского флота. Ранее назывался «Молодец», «Зенит», с 1922 по 1925 годы назывался «1 мая», потом — вновь «Молодец» (переведен на Каспий). 

За подсказку о существовании  этого судна спасибо Сергею Патянину sergiovillaggio 

Заложен в 1916 году в Сормово, Нижний Новгород. В 1917 году введен в строй и включен в состав судов минного батальона, а позже отряда Свеаборгской крепости (Балтийский флот). С 7 декабря 1918 его переклассифицировали в гидрографическое судно, с 10 мая 1920 в посыльное судно, с 17 июля 1920 в кабельное судно, с 18 августа 1921 в транспорт-базу, с 30 августа 1925 в кабельное судно. Списан в 1949 году.

Это был двухпалубный кабельный пароход ледорезного типа, относился к типу «Бойкий». Всего построено три судна: «Бойкий», «Молодец», «Смелый».  Многократно переименовывались и переклассифицировались.

Вот они втроем на фотографии.

фото из интернета, с сайта "Водный транспорт"
фото из интернета, с сайта "Водный транспорт"

 О других кораблях красного флота, названных в честь важных дат, я писал здесь https://appavlenko.livejournal.com/8092.html

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded