appavlenko

Categories:

Для памяти. Ниндзя — мифы и реальность.

Ниндзя: как много в этом звуке… вымысла? Черные кимоно, метательные звёздочки и сверхсекретное боевое искусство

Взято отсюда: https://vk.com/@antropogenez_ru-nindzya

Тема совсем непрофильная для меня, средневековую историю Японии я проходил на втором курсе в далеком уже 2006-2007 учебном году. С тех пор многое позабыл.  Но этот доклад меня заинтересовал. Пусть будет этот текст здесь — весьма интересно.

Спикер: Фёдор Кубасов – историк, в 2017-2019 гг. научный сотрудник международного центра по изучению феномена ниндзя при университете МИЭ (Япония).

Доклад прозвучал 6 марта 2021 г. на форуме «Ученые против мифов-14» (организатор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ).

Стенограмма: Гудков Андрей

Александр Соколов: Фёдор, здравствуйте.

Фёдор Кубасов: Здравствуйте.

Александр Соколов: Рад вас видеть.  А я хочу спросить вас, когда вообще появились ниндзя?

Фёдор Кубасов: Вопрос не столь однозначный, потому что трактаты, написанные самими ниндзя, посвящённые их искусству, возводили истоки истории ниндзя к легендарным правителям и полководцам Китая, Японии, а также ко временам синтоистских божеств. Но на самом деле по источникам, наличие этих людей, которых по привычке мы называем ниндзя, может быть прослежено не ранее начала XIV века. Ну, может быть, в будущем нас ждут открытия, которые позволят удревнить эту дату. Пока так.

Почему я сказал «те кого мы привычно называем ниндзя»? Дело в том, что образ ниндзя довольно сильно менялся в процессе истории, и мы всегда склонны проецировать в прошлое тот образ, который есть у нас.  Таящийся в зарослях в чёрном костюме, недобро смотрящий сквозь прорезь в балахоне и грозящий нам каким-то неприятным острым предметом. Я думаю, люди моего возраста и чуть постарше, которые смотрели все эти голливудские и гонконгские фильмы про ниндзя в 90-ые и 80-ые, думают примерно так. (...)

Чтобы как-то прояснить и понять, что же такое ниндзя, необходимо обратиться к старым текстам японских исторических источников, повествующих о событиях Средневековья и раннего Нового времени. Интересно то, что там мы не обнаруживаем слово «ниндзя», по крайне мере в привычном для нас прочтении.

Там мы обнаруживаем огромное количество разных категорий воинов и лазутчиков, которых современные авторы популярных и научно-популярных книг с большим или меньшим основанием причисляют к ниндзя. На слайде около дюжины альтернативных названий для ниндзя, на самом деле их могло быть и две дюжины, и ещё больше. Я взял наиболее популярные и известные.

В принципе из всех этих названий можно предположить, что в основном эти люди занимались диверсиями и шпионажем. Да, в конце написано «убийцы», но об этом мы поговорим отдельно.Обобщающим словом для них обычно называют словно «синоби» или «синоби-но моно», там тот же самый иероглиф «нин» из слова ниндзя. Синоби-но моно - это те же два иероглифа, который современный японец, скорее всего, прочитает как «ниндзя».

Но тогда они так не читались. Тут надо сделать небольшое отступление, посвящённое японской письменности. Иероглифы, заимствованные из Китая, обозначают смысл, а читаться могут очень по-разному. Почему так сложилось - это отдельная история. Соответственно, слово, записанное одними и теми же иероглифами, может читаться двумя и более способами. Чтение данных иероглифов «ниндзя» впервые встречается в 1930 году. Более-менее широкое распространение получает уже в послевоенные годы. Нынешние дедушки, чьё детство и юность прошли ещё до Второй мировой войны, зачастую говорят: «В наше время слова «ниндзя» не было. Было «синоби-но моно»». В средневековых источниках мы нигде не встречаем огласовки, где эти иероглифы читались бы как «ниндзя». В этом плане можно сказать, что такой вещи как «ниндзя» в средние века не было. Мы не можем сказать точно, что эти иероглифы никто так не читал, но доказательств, тому что читал, у нас нет.Кроме того, уже в раннее Новое время их начинают называть немного иначе. Не синоби-но моно, а ниндзюцу-ся, то есть те, кто использует искусство ниндзюцу. Те, кто владеет искусством ниндзюцу. Вот здесь уже впервые появляется владение специфичным искусством ниндзюцу, как критерий для того, чтобы быть причисленным к этим людям. То есть сегодня, когда мы говорим о ниндзя, мы скорей всего подразумеваем, что этот человек владеет специфическими навыками, специфическим искусством, которое позволяет ему делать определённые вещи, которые простые люди делать не умеют. Но в чём оно заключается - это отдельная история. Мы об этом поговорим. 

В Средневековье и раннее Новое время, чтобы назвать человека синоби, владение этим специфическим искусством, видимо, не было специальным критерием. И один из ведущих на сегодняшний день японских историков, занимающихся этой проблематикой, профессор Ямада Юзи, он так и пишет в своей «Истории ниндзя»: в период Эдо, то есть в мирный период уже после 1600 года,. мы находим в источниках искусство ниндзюцу, а до этого времени мы находим в источниках синоби, но никакого искусства ниндзюцу мы там не находим. То есть как они приобретали свои навыки, как они их нарабатывали, это по средневековым текстам не очень понятно.

И сущность этих людей менялась. Допустим, источники XIII века, говоря о синоби, как правило имеют в виду вора. Уже в XIV-XV веках это люди, которые проникают во вражеский лагерь, устраивают там диверсии, поджоги, отравляют колодцы, разрезают удила у коней, чтобы на них нельзя было сходу вскочить, и делают прочие безобразия, иногда убивая солдат и офицеров противника. А вот уже в XVII и по XIX век синоби-но моно - это штатные разведчики и осведомители на службе у сегуна или на службе у отдельных князей, которые, в основном, занимаются сбором информации. То есть в принципе довольно разные люди. Уже в XX веке ниндзя - это в больше степени персонаж массовой культуры. О тех, кто практикует искусство ниндзюцу или утверждает, что практикует его сегодня, я в этой лекции говорить не буду, потому что не считаю это, строго говоря, предметом исторической науки. По крайне мере, не считаю это предметом своей специальности.

На самом деле, казалось бы, и какая разница? Мы читаем это слово как «ниндзя», средневековые японцы читали его как «синоби-но моно», иероглифы одни и те же, значит, синоби-но моно - это и есть ниндзя, какими мы их мыслим. На самом деле есть ряд моментов, которые заставляют в этом усомниться.Во-первых, сегодня, как правило, люди думают, что одной из основных функций ниндзя были заказные убийства. В недавнем документальном фильме, посвящённом Японии, транслировавшему по одному из центральных телеканалов, ведущий так и говорил, что самураи, потерявшие господина, были вынуждены стать наёмными убийцами, то есть ниндзя. Но на самом деле так ли это? Включает ли понятие ниндзя в себя понятие убийцы, и уж тем более наёмного?На самом деле есть большое количество определений синоби-но моно в книжках, написанных с 1600 по 1868 годы, и там почти везде говорится именно о шпионских и диверсионных функциях этих людей, а о том, что они убийцы, почти нигде не говорится.

Я взял тезисно только одно определение, но их могло быть столько, что хватило бы на все 30 минут моего выступления. Везде говорится, что эти люди занимались шпионажем и диверсиями. Есть только одно из известных мне определений, хотя оно зачастую и цитируется в разных научно-популярных мифах, которое говорит о том, что заказные убийства включались в функции синоби.

И то, функция убийств отнесена в конец, то есть «а также в качестве убийц могут убивать людей». То, что она отнесена в конец, тоже говорит о некоем дополнительном характере именно этой функции ниндзя. И к тому же в оригинале сказано: «А также став убийцами, убивают людей». Понятно, чтобы кем-то стать, нужно сначала кем-то не быть. Отсюда тоже можно сделать вывод, что, в принципе, понятие ниндзя или синоби не включает в себя понятие убийцы. Да, я забыл сказать, что сегодня многие японские исследователи разграничивают понятия синоби-но моно и ниндзя. И говорят «синоби-но моно», когда речь идёт именно об исторических лазутчиках, и используют слово «ниндзя для обозначения вымышленных персонажей. 

Я в этой лекции так делать не буду, потому что мне не всё нравится в этом разграничении, есть целый ряд факторов, которые в это не укладываются. Я буду условно говорить ниндзя и об исторических лазутчиках, и о персонажах массовой культуры, но просто мы будем иметь в виду, что это слово не совсем релевантно той эпохе, о которой идёт речь.По поводу того, были ли ниндзя убийцами. Конечно, в популярных книжках на эту тему мы можем найти массу свидетельств, что вроде бы ниндзя кого-то целенаправленно убивают. Как же так? Во-первых, убивать людей и быть убийцей по профессии - это далеко не одно и то же. А если мы попытаемся проследить все эти истории из популярных книжек к первоисточнику, то окажется, что либо в первоисточнике исполнителя убийства, либо есть ряд источников, часть которых называют исполнителя того или иного убийства, допустим, синоби или ниндзя, а часть источников говорит о нём что-то совершенно другое. Бывает так, что есть один источник, где, в принципе, исполнители убийства не называются синоби, не называют ниндзя. И не говорится, что они владеют каким-то специфическим искусством ниндзюцу, в отдельных же случаях бывает так, что первоисточник вообще не проследить.

А вот здесь перед нами на слайде гравюра XIX века. На ней изображен персонаж в маске и с ружьем. Это человек по имени Сугитани Дзэндзюбо, который пытается застрелить полководца и первообъединителя Японии по имени Ода Нобунага. Известнейшая личность.Часть источников, посвящённых этому событию, говорит, что Сугитани Дзэндзюбо происходил из местечка Сугитани в уезде Кога. Это одна из так называемых родин ниндзя, откуда огромное число этих лазутчиков и происходит. В связи с чем авторы делают вывод, что он к ним и принадлежал. Целый ряд других источников, в том числе и современных этому событию, говорят о том, что этот человек был монахом-воином из монастыря на горе Хейдзи, и поскольку Ода Нобунага крупные монастыри, этот человек и пытался его убить. Кстати, покушение не удалось, его выследили и предали мучительной смерти. Кому из них верить? Не очень понятно: обе версии - что он был монахом и был ниндзя - не исключают друг друга, но каких-то четких указаний на то, кем был, мы не находим.

И мы возьмём ещё один известный случай, это ниндзя, замочивший в сортире известного феодального князя по имени Уэсуги Кэнсин. Это любимая история всех популярных книжек про ниндзя за пределами Японии.Согласно ей, смерть Уэсуги Кэнсина связана с тем, что маленький карлик ниндзя притаился в выгребной яме княжеского замка, и когда князь присел над ямой, чтобы справить нужду, ниндзя пронзил его насквозь через всё туловище до самого горла. Огромное количество западных, прежде всего, англоязычных книжек излагают эту историю в серьёзных подробностях, с именами персонажей. Но мне не удалось проследить эту историю не только к каким-то старинным источникам, но и вообще к какой бы то ни было японской литературе, посвящённой ниндзя. Даже в современных книжках в Японии об этом не пишут.Стивен Тернбулл, который впервые написал одну из своих книг про ниндзя в 1992 году, тоже задаётся вопросом, откуда это взято и ему не удаётся проследить истоки этой истории далее книжки Грегора Смита «Азиатские боевые искусства», выпущенной в 1981 году. На каких японских источниках это основано - вообще непонятно. Хотя история красивая, экзотическая и, конечно, разного рода ролики на ютубе типа «десять фактов о ниндзя» непременно её включают. Но принять её за исторический факт довольно сложно.В принципе, можно дальше развенчивать другие мифы о заказных убийствах, совершённых ниндзя, просто у нас не будет на это времени.

И ещё один важный момент, который отличает исторических синоби от ниндзя из массовой культуры - это владение искусством ниндзюцу, которому, согласно популярным книжкам, будущий ниндзя обучался с младенчества. Как я уже говорил, в средневековых текстах мы находим очень мало вообще каких бы то ни было свидетельств о том, что такое искусство существовало. Зачастую в качестве лазутчиков набирали воров и разбойников, которые уже умеют куда-то пробираться, открывать замки, убегать от погони и т. д. Вместе с тем во многих наставлениях, посвящённых искусству ниндзюцу, говорится о том, как создавать шпионскую сеть из этих воров и разбойников. То есть тексты зачастую рассчитаны на офицера, который будет ими руководить, а не на людей, которые будут сами куда-то пробираться, подслушивать, открывать замки и т. д.

Более того, из недавно открытых источников есть такой архив семьи Кидзу. Семья Кидзу - это семья, служившая в качестве лазутчиков синоби феодальному дому Тода, который правил провинцией Ига, знаменитой одной из родин ниндзя. В этой семье есть документ о том, что один из юных потомков в этой семье заступает на должность синоби вместо своего отца, который отходит от дел. И в связи с этим поступает в ученики к одному из мастеров искусства ниндзюцу.

Это уже мирный период Эдо, поэтому возникла потребность в искусстве ниндзюцу, поскольку все эти навыки бесшабашных лазутчиков средних веков понадобилось как-то систематизировать, чтобы выдавать лицензии. Это очень похоже на то, как нам сегодня для поступления на работу хорошо бы иметь или водительские права такой-то категории или тест на знание английского. Вот в период Эдо, когда уже фактические навыки проявить было не очень много где, формируется много школ ниндзюцу.

Так вот, отпрыск семьи Кидзу поступает в ученики к мастеру ниндзюцу, юноше лет 17, то есть это как сегодня человек поступал бы в университет. Вся эта история о том, что родители с детства качали люльку с младенцем, чтобы он привыкал отталкивать ногами и развивал прыгучесть, всего этого мы здесь не обнаружим. Сложно сказать, насколько это характерный случай, тем не менее других источников подобного рода мало, поэтому что есть, то есть. По крайне мере, этот молодой человек, поступивший в 17 лет в ученики, явно с детства искусству ниндзюцу не обучался. (...)

Конечно, все мы представляем себе ниндзя в чёрном костюме, но насколько этот имидж историчен? Выглядели ли так настоящие ниндзя? Опять же, ответ будет и да, и нет.

Сегодня известно 3 исторически достоверных изображений ниндзя. Одно из них - это ширма княжестве Дзэдзэ, где изображены воины этого княжества и, в общем-то, подписаны не их имена, а их должности. И один из них, его должность обозначена как то, что мы бы сегодня прочитали как «ниндзя».

Кто из этих людей ниндзя? Не вполне понятно, но мы видим, что все они одеты в стандартные самурайские доспехи и белые головные повязки.

Далее есть изображение из наставления по использованию разных видов оружия, это не наставление по искусству ниндзюцу как таковому, но там изображен лазутчик, забирающийся на дерево с помощью верёвки.

Мы видим, что он одет в зеленоватые штаны и какую-то красноватую куртку. Опять же ни чёрного костюма, ни маски мы здесь не обнаруживаем.

Далее изображение Ига-моно, то есть людей из Ига, это тоже альтернативное название для ниндзя, и они тоже одеты вполне себе как провинциальные самураи. Собственно, в тот период эти штатные лазутчики были самураями по своему статусу. Мы видим, что они носят два меча. В списках вассалов того или иного княжества мы зачастую можем найти имя, должность синоби или кандзи (шпион), и оклад там столько-то коку риса и стипендия для найма слуг. Вполне официальная самурайская должность.

Вместе с тем, к концу периода Эдо появляются изображения людей в чёрном. Взглянув на них современный человек, конечно, скажет: «Да, это ниндзя».

Но если мы почитаем, что написано на этих картинках (на них зачастую что-то написано): они являются иллюстрациями к художественным и не очень художественным книжкам. Как правило, мы обнаружим, что этот человек не является ниндзя по профессии, это либо какой-нибудь вор, либо разбойник и т. д.

Кроме того, есть мнение, наверное, отчасти правильное, что вот этот чёрный костюм возник из японского театра.

В частности, работники сцены в японском театре, так называемы курого или куроко, которые переодевают актеров по ходу пьесы, меняют декорации, носят форму очень похожую на то, что мы сегодня назвали бы костюмом ниндзя.

Есть мнение, что художники периода Эдо уже могли не видеть настоящих ниндзя за работой и, изображая условную невидимость, рисуют вот этот чёрный костюм. Это, наверное, отчасти правда, но не все изображения в чёрных костюмах именно такие.

Вот здесь мы видим совсем другой чёрный костюм. Это куртка с треугольными узорами, в какой изображают участников ночной акции сорока семи ронинов, сорока семи верных вассалов, отомстивших за своего господина. И если мы прочитаем надпись, мы увидим, что это театральная гравюра, на ней есть подпись персонажа, вот эта вот девушка Осоне и имя актера, который её играет, Оней Кигуро. Это актёр-мужчина. Эта театральная гравюра, посвящённая истории о сорока семи ронинах, не о ниндзя. Хотя авторы популярных книжек о ниндзя очень любят помещать такие на обложку в качестве иллюстраций. Здесь изображён не ниндзя.

Это вариант той же истории, даже жесты девушки те же самые, но костюм чёрный уже не похож на костюм ронинов, а больше похож на костюм мастеров сцены. И в то же время как раз-таки в театре и в популярных книжках периода Эдо формируется представление о синоби-сёдзоку, то есть там появляется слово «синоби-сёдзоку» - костюм синоби или костюм лазутчика или вора.

Да, в него входит не только чёрный костюм, но и одета под него кольчуга, вот те сеточки на рукавах - это такое стилизованное изображение кольчуги. Куртка с широкими рукавами и бахрома - чисто театральная вещь, её в реальности никто не носил.

Капюшон тоже был частью стандартного облачения горожан того времени, то есть эта любовь к маскам, которая наблюдается в Японии и сегодня, не вчера появилась.

Ну и единственное известное мне изображение, где действительно написано, что эти люди лазутчики, то есть кандзя (один из синонимов ниндзя) - это изображение 1830 года, книжная иллюстрация.

Книжка повествует о событиях конца 1700 годов, то есть насколько это изображение можно считать исторически достоверным, сказать трудно. Скорее всего, его используют как условное изображение лазутчиков, как шпионов рисовали в шляпе и плаще, так вот, чтобы изобразить ниндзя, мы изобразим их в чёрном костюме и маске.

(...)

полный текст по ссылке  https://vk.com/@antropogenez_ru-nindzya

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic